Тройной прыжок—древнейший вид легкоатлетичес¬ких прыжков. Упоминание о состязаниях в прыжках встречается еще в VIII веке до н. э. в “Одиссее” Гомера: “В прыганье был Анхиал победителем”. Впервые состязания по прыжкам проводились на XVIII Олимпийских играх 708 г. до н. э. в рамках пен¬татлона (пятиборья), в который входили метание диска, прыжки, метание копья, бег на 1 стадий (192 м), равный 600 ступням Геракла (32,045 см), и борьба. Первым по¬бедителем в пентатлоне стал Лампис из Лаконии. Греческий историк Юлий Африкан Секстий (умер после 240 г. н. э.) писал о прыжке спартанца Хиониса в 664 г. до н. э. на 52 ступни, что по меркам Геракла сос¬тавляет 16,66 м. Такой результат дает нам основание утверждать, что олимпийцы древности выполняли на состязаниях многократный прыжок. Хионис одержал шесть олимпийских побед на трех олимпиадах подряд (664—656 гг. до н. э.). Ему посвящена знаменитая статуя Мирона “Дискобол”. Сохранились многочисленные подтверждения о дру¬гом не менее выдающемся прыжке Файлоса из Кротона на Пифийских играх в Дельфах около 500 года до н.э.— 55 ступней—16,76 м (пифийский фут равен 30,48 см). Ученик Аристотеля греческий философ Феофрат (372— 287 гг. до н. э.) так описывает прыжок Файлоса: “Сей муж перелетел скамму (яма для приземления длиной 15,25 м) и, ударившись о каменистую землю, сломал ле¬вую ногу”. Павсаний (II в. н. э.) расшифровал надпись на сох¬ранившейся статуе Файлоса: “Он дважды побеждал в пентатлоне, а в третий раз в беге... Файлос прыгнул 55 ступней и метнул диск 95 ступней”. Фемистиус (350—300 гг. до н. э.), ученик школы Аристотеля, наблюдая за состязаниями олимпийцев сравнивал их прыжки с галопом лошади, что никак не могло быть сказано о прыгунах в длину. Это подтверж¬дает и сохранившееся на Крите слово “трапедесо” (прыгать многократно), которое было известно и тысячи лет назад. Нам же прыжки древних олимпийцев представляют¬ся как пятерной прыжок “шагами” (с ноги на ногу) с полного разбега с гальтерами в руках. Тогда результаты Ф
Рефират на тему: Прыжковые упражнения на мягкой опоре как одно из средств снижения ударной нагрузки на стопу и общего укрепления организма
Е.Б. Брянчина, Российская государственная академия физической культуры Стопа выполняет три важнейшие функции - опорную, рессорную и локомоторную. Нарушение сводчатости стопы ведет к ряду неблагоприятных изменений в опорно-двигательном аппарате [1]. Нагрузки, под воздействием которых находится стопа, оказывают существенное влияние на ее формирование. Допустимые нагрузки ведут к рациональным адаптационным процессам, а чрезмерные - вызывают непоправимые нарушения [8, 9]. При адекватной нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Если нагрузка длительна и чрезмерна, то это ведет к переутомлению и опущению сводов [1, 5]. Одной из главных причин статического плоскостопия, отмеченной всеми специалистами в этой области, является слабость мышечно-связочно-го аппарата вследствие низкой двигательной активности, которая в свою очередь отражается на общем физическом состоянии детей. При изучении двигательного режима дня школьников установлено, что дети недополучают физической нагрузки до 25-40% [7, 11]. И даже введение ежедневных занятий по физической культуре в общеобразовательной школе не восполнит дефицита двигательной активности. Следовательно, в содержание уроков необходимо включать нестандартные, более эффективные физические нагрузки, увеличивающие активность школьников. Для укрепления сводов стопы на учебных занятиях рекомендуют использовать упражнения, относящиеся к разряду общеразвивающих, разновидности ходьбы, а также специальные [5, 10, 12]. Однако большинство из них оказывают только локальное воздействие. В отличие от них прыжковые нагрузки оказывают двоякого рода воздействия: локальное - на стопу и общеукрепляющее - на организм в целом. Задействуя большое количество мышечных групп (около 80%), прыжки оказывают сильное тренировочное воздействие на мышечную, сердечно-сосудистую и другие системы организма. Однако при выполнении прыжков увеличивается ударная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, и в частности на стопу, которая может приве
3. Факторы, определяющие достижения в десятиборье………………………………………….5
4. Тренировка…………………………………………..6 • Основные положения подготовки……………………6 • Совершенствование физических качеств……………9 • Многолетняя подготовка…………………………….12 • Этап предварительной подготовки………………….13 • Этап начальной специализации……………………...14 • Этап углублённой специализации…………………..15 • Этап спортивного совершенствования……………..16
Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Багин, Ю.И. Волошин, доктор физико-математических наук, доцент В.П. Евтеев, Великолукский государственный институт физической культуры После разгона и правильно выполненного отталкивания от стола отрыва результат прыжка с трамплина определится полетом лыжника в воздухе под действием тяжести и аэродинамических сил. Рассмотрение полета в спортивной литературе [2, 4] часто носит нестрогий, качественный характер, основанный главным образом на результатах эксперимента и анализа мировых рекордов. В настоящей работе получены простые формулы, позволяющие тренеру количественно проанализировать зависимость длины прыжка от начальной скорости полета, угла вылета со стола отрыва, геометрии трамплина, аэродинамических качеств полета и скорости ветра. Выберем начало координат на краю стола отрыва и направим горизонтальную ось Х вдоль трамплина, а ось Y вертикально вверх. Выпишем уравнения движения центра тяжести лыжника в координатной форме: Vx= -(KxVx/V+KyVy/V) (V+U0Vx/V)2, (1)
на тему: 1«Анализ техники бега на различные дистанции».
2«Анализ техники прыжков в высоту с разбега способами “перешагивание” и “фосбери-флоп”».
1«Анализ техники бега на различные дистанции».
Содержание:
1. Виды бега и их краткое характеристика. 2. Условное подразделение бега на фазы, их краткая характеристика. 3. Высокий старт, его характеристика. 4. Низкий старт, его краткая характеристика. 5. Положение бегуна по команде: А) «На старт!» Б) «Внимание!» В) «Марш!» 6. Техника бега: А) В стартовом разгоне, Б) По дистанции, В) При финишировании, Г) После финишной ленточки. 7) Влияние внешних и внутренних факторов на длину бегового шага. 8) Способы финиширования и их эффективность. 9) Расположение стартовых колодок при бега на 200 м., 400м. 10) Особенности техники бега по повороту. 11) Механизм отталкивания. 12) Разобрать векторы действия сил в момент постановки стопы вертикали и отталкивания. 13) Постановка стопы при беге. 14) Отчего зависит скорость бега? 15) Движения ног в фазе полета. 16) Описать характерные ошибки при выполнении: низкого старта, высокого старта, бег по дистанции, финиширование. 17) Последовательность обучения технике бега на короткие, средние и длины дистанции.